Четверг, 25.04.2024, 04:29
Приветствую Вас, Гость
Введение ФГОС начального общего образования

Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный с изменением ведущей деятельности, освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении. Обучение и воспитание учащихся начальной школы строятся с учётом самоценности первого звена системы образования как фундамента всего последующего обучения, а также возрастных психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. 
    В этом возрасте существует большой разброс в темпах развития детей, который определяет индивидуальные различия в их познавательной деятельности деятельности и сформированности восприятия, внимания, память речи, моторики и требует учёта этих особенностей при выборе условий и методик обучения. 
    В младшем школьном возрасте происходит становление основ гражданской идентичности и мировоззрения. Самооценка приобретает черты адекватности и рефлексивности. Моральное развитие учащихся начальной школы связано с освоением моральных норм и с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями. Результатом развития общения и форм учебного сотрудничества является рост социальной и коммуникативной компетентности ребёнка. 
    Все это определяет основные характеристики Стандарта, которые являются наиболее важными для данного возрастного этапа и составляют фундамент образования младшего школьника, становления его индивидуальности и формирования его способностей.
    ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утверждён приказом  Министерства образования и науки России №373 от 06.10.2009 года
    Новые ФГОС определяют следующие цели, задачи направления оптимизации начального образования:
  • Формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.
  • Воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
  • Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:
  • Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
  • Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию.
  • Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
  • Математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения.
    Переход на новые стандарты будет осуществляться постепенно, например в 2012-2013 учебном году 1, 2 и 5 классы и т.д.
    Каждое ОУ в соответствии с новыми ФГОС будут разрабатывать основную общеобразовательную программу (ООП) своего учреждения. Программы разрабатываются на основе примерной основной образовательной программы начального образования разработанной Министерством образования РФ.
    В структуры ООП входит учебный план образовательного учреждения. он состоит из двух частей - обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
    Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
    Образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).
    Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, курсов, дисциплин, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому и родному языкам, литературному чтению, родной литературе, иностранному языку, математике, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры народов России, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в разделе «Примерные программы отдельных учебных предметов» примерной основной образовательной программы начального общего образования.
    Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этно-культурные.
    В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
    Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
    Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как экскурсии кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.
    При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
    Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального
общего образования определяет образовательное учреждение
    Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная, 6-дневная учебная неделя). Для
учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
    Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в первом классе — 33 недели.
    Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
  • в 1 классе — 35 минут;
  • во 2—4 классах — 35—45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
    Для образовательных учреждений нашего района из предложенных трёх вариантов базисного учебного плана начального общего образования подходит 1 вариант.

Базисный учебный план начального общего образования
I вариант


    Базисный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели базисного учебного плана:
  • состав учебных предметов;
  • недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным
  • предметам;
  • максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;
  • направления внеурочной деятельности, формы её организации, а также привлекаемые для её реализации ресурсы (услуги учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ).
    В образовательных учреждениях Сокольского муниципального района в начальных классах ведётся преподование по следующим учебно-методическим комплектам:
  1. УМК "Школа России", под редакцией А.А. Плешакова.
  2. УМК "Планета знаний", под редакцией Т.М. Андроновой.
  3. УМК "Начальная школа XXI века", под редакцией Н.Ф. Виноградовой.