Пятница, 26.04.2024, 13:18
Приветствую Вас, Гость
Организация внеурочной деятельности школьников в рамках ФГОС

Внеурочная деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, кроме урочной, в которых возможно и целесообразно решение задач их образования и воспитания.

В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Цели организации внеурочной деятельности определяются изложенными в ФГОС НОО требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

( спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы , конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях предлагают несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

- базовая модель.

- модель дополнительного образования (на основе муниципальной системы дополнительного образования детей);

- модель «школы полного дня»;

- оптимизационная модель ( на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

- инновационно- образовательная модель.

Базовая модель:

реализуется через

- учебный план,

- дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений,

- дополнительные образовательные программы учреждений дополнительного образования, культуры и спорта,

- организацию деятельности группы продленного дня,

- классное руководство,

- деятельность иных педагогов,

- инновационную деятельность.

Опираясь на базовую модель, предлагается несколько типов организационных моделей внеурочной деятельности.

Модель дополнительного образования:

внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием. Предполагает использование возможностей ОУ дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Преимущества: предоставление широкого спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения, самореализации ребенка.

Модель школы полного дня:

Создание здоровье сберегающий среды. Возможно лишь в том случае, если есть возможность полноценно оздоравливать: дневной сон, 2х разовое питание, развитие двигательной активности.

Оптимизационная модель:

Сосредоточена на внутренних ресурсах. Подходит для отдаленных школ.

Главный координатор- классный руководитель. Нацелена на развитие коллектива класса, создание органов самоуправления, социально- значимую и творческую деятельность.

Инновационно - образовательная модель

Внедрение совершенно нового, того, что еще не практиковалось в данном учреждении.

Предполагает создание экспериментальной площадки, разработку, апробацию , внедрение новых образовательных программ, в том числе специфических для данной местности.

Каждая школа выбрала свою модель внеурочной деятельности, исходя из условий и возможностей.

Нормативными документами исключены количественные показатели объема времени, отводимого на организацию внеурочной работы: каждое образовательное учреждение, родители и дети самостоятельно определяют количество времени, отводимого на реализацию внеурочной деятельности, но оно не должно превышать 10 часов в неделю.